Русские сказания об оборотнях

Русская чертовщина
vyrdalak
Русские сказания об оборотнях (вукодлак), которые у нас, гораздо популярнее, нежели за границей.

Колдуны, чертовы слуги, равно как и ведьмы, прежде всего, запасаются от нечистого талантом превращения, во что угодно но, смотря по обстоятельствам и по надобности. Колдуны чаще всего превращаются в волков, ведьмы — в сорок. Вообще сказания о волках-оборотнях как-то путаются со сказаниями о самих волках и их вожаке. У волков есть пастырь, и в народе таковым считают то Ёгория Храброго, то лешего, очевидно, эту путаницу произвело столкновение старого язычества с христианством, народ не очень-то охотно разлучается с старыми богами.

Белорусы считают волчьим пастырем Полисуна, то есть лешего. Такие сказания есть у других славян. Волчий пастырь либо принимает вид старого деда, либо сам обращается в волка и тогда рыщет по лесам, нападает на скот. Пастырь собирает волков и распределяет между ними добычу, указывая каждому волку, какую скотину он может зарезать, и животное, обреченное в жертву, уже не избегнет своей участи. Белорусы стараются задобрить волчьего старосту Полисуна, принося ему в жертву молоко.

Злые люди превращаются в оборотней самим чертом. Он, например, является ночью к нечестивой бабе, подает ей волчью шкуру и велит надеть, как только она ее надела, она превращается в волчицу, и с тех пор ею овладевает волчий нрав, с той поры она по ночам рыщет волчихою, а к утру снова обращается в бабу. Шкура, принесенная чертом, и служит ей для этого превращения, поэтому она ее тщательно прячет и бережет, и всегда, где бы ни была, чует, если к шкуре прикоснется кто-нибудь другой.

Так, у хорватов есть сказание, что один человек нашел в пещере, на которую случайно набрел, волчью шкуру, он развел огонь и бросил в него шкуру. И вдруг откуда-то с отчаянными воплями прибежала баба, кинулась прямо на огонь и хотела выхватить из него шкуру. Но та уже сгорела, а вслед за нею и баба была подхвачена огнем и расплылась в дыму.

В большом подозрении у народа находятся кошки, и особенно черные. Чехи, например, полагают, что кошки этого цвета — просто-напросто черти, из каждой черной кошки через семь лет делается ведьма, а из черного кота — дьявол. Этим и объясняется, почему колдуны и ведьмы всегда держат у себя черных кошек. Это — черти-оборотни, которые им помогают во всех делах. По русскому поверью, черт входит в кошек и собак во время грозы.

Ведьма всего охотнее превращается в сороку. У нас в западной Сибири всякая сорока, стрекочущая, сидя на крыше, и особенно на трубе, после заката солнца, считается «вещицею», то есть ведьмою. Как известно, Марина Мнишек была ведьма, и потому в ту ночь, когда в Москве началась смута во времена самозванца, она оборотилась сорокою и улетела из царского терема. В Олонецкой губернии рассказывают, что однажды мужик поймал сороку за хвост, она вырвалась и улетела, а в руках у мужика осталась женская рубаха.

Афанасьев приводит любопытный отрывок из записок нашего историка Татищева: «В 1714 году, — пишет он, — заехал я в Лубны к фельдмаршалу графу Шереметеву и слышал, что одна баба за чародейство осуждена на смерть, которая о себе сказывала, что в сороку и дым превращалась, и оная с пытки в том винилася. Я хотя много представлял, что то неправда и баба на себя лжет, но фельдмаршал нимало мне не внимал».

У нас в народе говорят, что в прежнее время в Москву налетало множество ведьм в виде сорок. И вот, когда однажды какая-то из этих сорок утащила частицу причастья, митрополит Алексей проклял сорок, запретил им приближаться к первопрестольной, и с тех пор в Москве сорок нет.

Любопытны южные наши сказания об оборотнях
. В Ушицком уезде существует поверье, что колдуны производят превращение посредством какой-то заколдованной веревки. Они ее накидывают человеку на шею, он немедленно обращается в волка или иное животное и остается оборотнем, пока веревка как-нибудь сама не порвется или кто-нибудь ее с околдованного не снимет. Рассказывают, что какой-то паныч влюбился в девицу, но не мог на ней жениться, а женился на другой. А мать той девицы, первой, была колдунья, она, улучив удобную минуту, и накинула ему на шею околдованную веревку, и он сейчас же обратился в волка и убежал в лес, и жил там полтора года. И вот однажды, по указанию волчьего пастыря, он забрался в хлев, но не хотел резать ту овцу, которую ему назначил пастырь, а начал выбирать другую, пожирнее. Испуганные овцы подняли крик и стук, прибежали хозяева взглянуть, отчего овцы беспокоятся. Оборотень бросился было бежать, да как раз и зацепился веревкою за что-то и порвал ее, и тотчас стал человеком.

В Луцком уезде рассказывают, что колдун, желая перекинуться во что-нибудь, несколько раз кувыркается через голову. Там же верят, что есть люди, которые оборотня могут превратить вновь в человека. У таких людей имеется особая скатерть, которая должна три года подряд покрывать стол в пасху. Эту скатерть расстилают на земле и гоняют подозреваемого оборотня, например, волка, так, чтобы он три раза перескочил через ту скатерть, и после третьего скачка он превратится в человека.
В той же местности рассказывают, что какая-то баба бросила в воду родное дитя, приговаривая при этом: «Будь же ты три года раком» Через три года после того пошла дивчина за водою и вытащила этого рака, и тот сказал ей человечьим голосом, что он превращен в рака своею матерью.

15.11.2010. 01:40